ФЭНДОМ

Хардкор-панк
Направление:

Панк

Истоки:

Панк-рок

Место и время возникновения:

Конец 70-ых, северная Америка

Годы расцвета:

1980-ые

Поджанры:

краст-панк,хаотик хардкор, мелодик хардкор, пост-хардкор, трэшкор, скейт-панк, хейткор, NYHC, прото-пост-хардкор.

Родственные:

металкор, дэткор, грайндкор, кроссовер-трэш.

Производные:

пост-хардкор, трэш-метал

См. также:

стрейт-эдж, хейткор

Хардкор-панк — музыкальный жанр, появившийся в США и Великобритании в конце 1970-х годов в результате обособления от панк-рока. Звук, по сравнению с традиционным звучанием панк-рока, стал более быстрым, тяжёлым, композиции стали более короткими. Кроме того, отличительная черта хардкор-панка — более размытые, синкопированные риффы по сравнению с панк-роком. Основная тематика песен — личностная свобода, анархия, политика, социальные аспекты, стрейт-эдж, веганизм, насилие, пацифизм. Хардкор-панк оказал значительное влияние на развитие тяжёлой музыки 1980-х и 1990-х годов.

ИсторияПравить

В конце 1970-х годов параллельно в Великобритании и США зарождается новый поджанр панк-рока — ускоренный, с более тяжёлыми риффами, зачастую нарочитой немелодичностью, ускоренным темпом, короткой длительностью произведений. Хотя поклонники тяжёлого варианта панк-рока первоначально и ассоциировали себя с панками, при этом не особо слушая «традиционные» панк-группы — Ramones, Sex Pistols, The Clash и тому подобное, со временем произошло обособление их в отдельную субкультуру. Точное происхождение термина «hardcore» установить трудно. Первоначально термин обозначал не столько стиль музыки, сколько тусовку, единый коллектив, «unity». В 1981 году ванкуверская группа D.O.A. выпускает альбом под названием Hardcore’81, что, несомненно, помогло популяризации термина. Имеются существенные различия между американским и европейским (главным образом британским) хардкором. По словам Брендана Маллена (Brendan Mullen), основателя панк-клуба The Masque в Лос-Анджелесе, первое турне британской группы The Damned с их «убыстрённым», по сравнению с традиционным панк-роком, звучанием, произвело «сенсацию» среди поклонников панк-рока и местных музыкантов, что дало толчок к развитию первой волны хардкора на Западном побережье США. Наиболее заметные локальные сцены в первой половине 1980 годов существовали в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Бостоне, Вашингтоне, Нью-Йорке. Главным образом, хардкор-культура «варилась сама в себе», не выходя за пределы тусовки, по принципу «я играю для себя и моих друзей». На собственные деньги создавались студии звукозаписи, организовывались концерты. Основные рекорд-лейблы того времени — SST Records (Хермоса-Бич, основан группой Black Flag), Dischord (Вашингтон (округ Колумбия), группа Minor Threat), BYO Records (Лос-Анджелес, основан группой Youth Brigade), Epitaph Records (Лос-Анджелес, основан группой Bad Religion). Тем не менее, некоторые коммерческие радиостанции включали в свою ротацию композиции хардкор команд, а ведущие музыкальных радиошоу (часто ночных) приглашали в эфир молодые перспективные группы. Как пример, можно назвать шоу Rodney on the ROQ Родни Бингенхеймера (Rodney Bingenheimer) на радио KROQ в Лос-Анджелесе, Noise The Show Тима Соммера (Tim Sommer) на нью-йоркском радио WNYU, Пата Дункана (Pat Duncan) на станции WMFU в Нью-Джерси, калифорнийских диджеев Тима Йоханнана (Tim Yohannan) и Джеффа Бейла (Jeff Bale) с их программой Maximum RocknRoll на радио KPFA. Среди фензинов, пишущих о хардкор музыке — Flipside и Maximum RocknRoll. С другой стороны, субкультура получила скандальную известность из-за вспышек насилия, драк и столкновений с полицией, которыми часто сопровождались концерты, особенно подобные события имели место в Лос-Анджелесе. Майкл Азеррад (Michael Azzerad) в своей книге Our Band Could Be Your Life выделяет три наиболее значимых группы в американском хардкоре 80-х. На Западном побережье это Black Flag (Лос-Анджелес), The Middle Class (Санта-Ана), на Восточном побережье — Minor Threat и Bad Brains из Вашингтона. Black Flag, основанный в Лос-Анджелесе в 1976 году гитаристом и исполнителем Грегом Гинном (Greg Ginn), оказал существенное влияние на развитие местной, а позднее всей североамериканской хардкор-сцены, благодаря своей напористости, особому непривычному звучанию, и пропагандой DIY философии. Одними из первых, группа, помимо локальных концертов, стала устраивать туры по всей Америке. Прежде слабо связаные между собой локальные хардкор-сцены получали обмен опытом и узнавали о существовании друг друга.[1][2][3] Bad Brains, вашингтонская группа, появившаяся в 1977 году, в своей музыке первоначально соединяла ритмы тяжёлого рока и регги. Тем не менее, их ранние работы представляют собой образцы самых быстрых темпов в панк-роке. Minor Threat, основанная в 1980 году Яном Маккеем, первоначально играли под впечатлением Bad Brains — быструю, очень тяжёлую музыку. Minor Threat считаются основоположниками Straight Edge движения.

Другие представления хардкораПравить

Калифорнийские Dead Kennedys появились в Сан-Франциско в 1978 году, их первый сингл, California Über Alles, вышел в 1979 году. К выпуску In God We Trust, Inc ЕР в 1981, группа играла в очень быстром темпе, который был уже ближе к хардкор-звучанию. Первый альбом группы Circle Jerks, Group Sex (1980 год) содержал несколько очень быстрых композиций. Hüsker Dü из Миннесоты в свой ранний период исполняли очень быстрые жёсткие панк-композиции (концертный альбом 1982 года Land Speed Record). Bad Religion в 1982 году выпустили альбом How Could Hell Be Any Worse?, который по звучанию считается эталоном ранней хардкор-сцены. Группа, не замедляясь и не удлиняя песни, добавила в свою музыку мелодии и стройные бэк-вокалы, создав фактически новый жанр, который также лёг в основу развития новой волны американского панк-рока (базирующегося именно на раннем хардкоре). Beastie Boys, впоследствии более известные как хип-хоп-коллектив, свою музыкальную деятельность начинали как хардкор группа. Среди прочих можно назвать 7 Seconds (Рено, Невада), Negative Approach (Детройт), SS Decontrol и Negative FX (Бостон), Agnostic Front (Нью-Йорк).

80-ыеПравить

В начале 80-х возникает новое ответвление хардкора — трэшкор. Группы Cryptic Slaughter, D.R.I. и другие исполняют скоростную разновидность хардкора. Со временем трэшкор перерастает в пауэрвайоленс, ещё более ускоренный вариант. Название взято из песни «Hispanic Small Man Power (H.S.M.P.)» группы Man Is the Bastard. Возник в конце 80-х годов, характеризуется дальнейшим утяжелением звучания трэшкора и определенной структурной хаотичностью композиций. Представители — No Comment, Infest, Spazz. С середины 80-х начинается история гранжа. Впитав в себя наследие хардкора появляется первая волна исполнителей, таких как, Green River, The Melvins, Mudhoney, Soundgarden, L7. Эта сцена получила сначала локальную (в городах Сиэтл, Лос-Анджелес), а затем и мировую известность, с прорывом группы Nirvana в 90-х. Однако Nirvana и представители второй волны гранжа (Pearl Jam, Alice in Chains) все дальше отдалялись от истоков и хардкор-звучания.

Британский хардкорПравить

Стрит-панкПравить

Параллельно с появлением и развитием американского хардкора, в Великобритании конца 70-х из традиционного панка также начал обосабливаться новый тип музыки. Несмотря на схожие истоки и многочисленные культурные пересечения (этому способствовали концертные туры как американских групп в Европе (Black Flag и US Chaos в 1981—1982 годах), так и наоборот), британский хардкор во многом отличался от американского. Британский вариант хардкора часто называют стрит-панком, тем самым отделяя его от «классического», американского, хардкора. Важнейшие представители британского хардкора (стрит-панка) — The Exploited, Discharge, G.B.H.. Особое внимание в текстах уделялось политическим и социальным аспектам. Британский хардкор многое заимствовал от Oi! движения и от спид-метал групп, таких как Motörhead.

ГрайндкорПравить

Изначально Грайндкор, оформившийся во второй половине 80-х, возник путём объединения элементов краст-панка и трэшкора с влиянием трэш-метала, с исключительно быстрым темпом (до 400 ударов в минуту), очень короткими композициями, как правило хрипящим или рычащим вокалом. Характерные представители классического грайндкора — Napalm Death, Carcass, Repulsion, Terrorizer.

Хардкор в СССРПравить

В 80-е в СССР тоже стали играть разновидности хардкора: Чудо-Юдо (Москва), Гражданская оборона (Омск), Osakond 79 (Таллин), J.M.K.E. (Таллин), Пищевые отходы (Новосибирск), Alice Tisler (Кохтла-Ярве), Curt And The Contras (Омск), Distemper (Москва), Beerocephals (Ленинград), Пурген (Москва).

Хардкор в России и СНГПравить

Наиболее яркими хардкор группами на пост-советском пространстве в 1990-х являлись гр. Пурген; часто причисляется к этому движению и группа Химера (психоделический пост-панк с трубой, виолончелью и мощной, зачастую панковской, ритм-секцией); 5 Углов, Skygrain, и Колесо Дхармы. До 2000 года хардкор сцена в России была развита слабо. Очагами развития хардкора в России принято считать Москву (Unconform, Changes, SkyGrain, What We Feel, Проверочная Линейка, Not For Me), Улан-удэ (Оргазм Нострадамуса, Аборт мозга), Санкт-Петербург (5 Углов, Distress, Engage At Will, til’i’die, Dottie Danger, Cut’n’run, Sandinista!, Бампер), Волгоград/Волжский (Колесо Дхармы, Посадил Дерево), Новосибирск (Взрывные Устройства) и Тольятти (Turbo Lax). В последующие годы идет быстрый рост числа коллективов и активно развивались локальные сцены в таких городах как Воронеж (Gloves off, Bona Fides, Ближний бой),Калининград (Индульгенция), Белгород (Kung-Fu Devils, ATOM, Ass Federation), Киров (The Unsubs), Уфа (Villainz United), Брянск (32),Нижний Новгород (Wild By Heart,Partybreaker), Ижевск (Reasons),Пермь (Frenzied Kids), Саратов, Новгород Великий, Барнаул (I.Witness, МойФлагСмят), Омск (Chaos Reunion, Bristled Up, Doloto), Краснодар (PF-074, Засрали Солнце, МАМА), Усмань, Иркутск, Нижнекамск, Октябрьский, Псков (HARD TO OVERCOME), Липецк (Ghosts Bastards). В настоящее время сцена на российском пространстве представлена десятками команд всех жанров от NYHC до красткора и скримо. Фанзины также являются важной частью российской панк/хардкор-сцены. Можно условно отметить две волны развития: 1996—2000 гг.. (Old Skool Kids, Взорванное небо, Ножи&Вилки и Positive), 2004—2006 гг. (ФакФуд, 3stages, Имхопанг, Инсомния и Get Up). Традиционно тема журналов — новости сцены, интервью с музыкальными группами, авторские колонки и права животных и человека.